Интерактивными или диалоговыми называют группы обучающих приемов, в которых взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения, то есть значительно повысить его развивающий потенциал, углубить и расширить осваиваемое содержание образования. К интерактивным относят не все методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. Это, прежде всего, тренинг, игра, дискуссия и практическое занятие.
Причин сложившегося парадокса, то есть недостаточного использования методов обучения, теоретически и практически обоснованных в своей эффективности, скорее всего, несколько. Среди них, вероятно, и более длительная традиция использования объяснительно-иллюстративных, демонстративных методов в образовании, и недоверие к относительно инновационным – диалоговым методам, и отсутствие собственного опыта интерактивного обучения у педагогов, и недостаточная методическая подготовленность преподавателей.
Очевидна необходимость интенсивного внедрения интерактивных методов в профессиональное медицинское образование, по своей сути адекватных целям и содержанию занятия и поскольку они – путь к решению проблемы применения этих методов в медицинской практике.
Задачинтерактивных методов обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются, вовлечены в этап познания, они имеют возможность понимать и рассуждать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания и усвоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получить новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.
Основными задачами обучения на кафедре общей хирургии в интерактивном режиме должны являться:
— повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине;
— приближение обучения к реальным условиям врачебной деятельности;
— формирование умений эффективной коммуникации, то есть отношения врач-пациент с использованием навыков межличностного общения;
— обучение приемам получения новых знаний, умений и практических навыков;
— повышение ответственности студентов за полученное образование.
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Он занимается общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Интерактивные методы:
— побуждают интерес у студентов;
— одновременно вовлекаются в процесс обсуждения все студенты;
— поощряют активное участие каждого учебного материала;
— способствуют эффективному усвоению учебного материала;
— осуществляют обратную связь;
— формируют у студентов мнения и отношения;
— усовершенствуют практические навыки;
— улучшают навыки межличностного общения;
— способствуют изменению поведения.